Пятница, 03.05.2024, 09:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Красниковой Татьяны Сергеевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода

Родителям

Главная » Статьи » Мои статьи

Поощрение и наказание

Воспитывая своего ребенка, каждый родитель ставит определенные цели, рисуя в воображении идеальный образ ребенка в будущем и надеясь, что тот достигнет определенного уровня успешности, который будет выражен, в том числе, и в результате учебной деятельности, поведении, статусном и ролевом положении. Одной из тактик, стимулирующих деятельности ребенка, является тактика применения поощрений и наказаний, занимающая одно из важных мест в системе детско-родительских отношений (ДРО). Особо остро этот вопрос стоит в кризисных ситуациях. Наблюдая проблемы, связанные со школьной успеваемостью, плохим поведением ребенка, родители доходят до отчаяния. Они буквально говорят: «Мы его уже столько наказывали, а результата нет». Постоянно применяя наказания, родители часто забывают о поощрениях, а иногда и вовсе не применяют их, усугубляя и без того сложную систему ДРО.

          Было проведено исследование, целью которого стало выявление наиболее распространенных видов наказания и поощрения, используемых родителями, и определение эффективности применения данных методов воздействия с точки зрения ребенка. В статье приведен сравнительный анализ влияния стимула на успешность школьника в различные возрастные периоды его жизни. С целью выявления исследуемых показателей, нами была составлена анкета, состоящая из двенадцати вопросов, к каждому из которых были предусмотрены варианты ответов и позиции, отражающие собственное мнение школьника по данному вопросу. Наиболее интересные результаты исследования представлены в данной работе.

Отвечая на вопрос: «Какие из Ваших успехов родители отмечают поощрением в первую очередь?» школьники указали, что наиболее значимы в глазах родителей их достижения в учебе, что в целом по выборке составило 66% (максимально в 8-х классах – 92% и минимально в старших – 77% высказываний). На втором месте в рейтинге оказались поощрения за примерное поведение в школе и дома (53,25%), причем яркой дифференциации по возрастным группам не наблюдается. Стимулируют родители и успехи ребенка в спортивной деятельности, школьных и городских олимпиадах по различным предметам, но лишь в 33% случаев, что связано с отсутствием возможности реализовать себе в данной деятельности большему числу школьников. Четвертое место в рейтинге поощрений занял домашний труд ребенка, он оценивается 28,75% родителей. И лишь 6,25% семей стимулируют все успехи и старательность ребенка в целом.

Анализируя полученные результаты по возрастным группам, обнаружили, что на первом месте у младших школьников стоит успеваемость, на втором – как и у старшеклассников – поведение в школе и дома, на третьем - оказание помощи по дому. Дисциплинированность школьников считают значимой большинство родителей, но менее других её поощряют у младших подростков, это свидетельствует о том, что именно в периоде раннего пубертата между родителями и детьми наступает первая полоса отчуждения, провоцируемая детским упрямством и негативизмом. Успехи в конкурсах и соревнованиях поощряются больше у старших подростков и старших школьников, они же имеют больше возможностей реализовать себя по сравнению с младшими подростками и учащимися начальной школы, достижения которых в этой сфере ограничены объективными причинами.

Среди предпочитаемых родителями методов поощрения выделяются:

- похвала (78,25%). Причем лидирует данный показатель во всех группах, кроме младших школьников, у которых в качестве стимула чаще отмечают покупку желаемых вещей;

- покупка желаемых вещей (66,25%). Данный метод поощрения используется часто и в равной мере родителями детей всех возрастных групп. Скорее всего, причина кроется в совпадении интересов детей и взрослых, особенно это заметно в выборке девочек, для которых вещи потребностно значимы;

- обеспечение хорошего досуга (44,5%) занимает третье место в рейтинге поощрений у старших подростков и четвертое – у старшеклассников. Менее значимо для двух других групп, возможно потому, что досуг детей младшего школьного возраста родители предпочитают контролировать и часто подчиняют интересам семьи, а досуг старшеклассника чаще организовывается им самим и не нуждается в родительском стимулировании. Значительно реже такой вид поощрения получают младшие школьники, хотя предпочтение детей этой возрастной группы здесь занимает второе место. Как и у младших подростков, которые хотели бы получать такое поощрение в первую очередь;

- денежное стимулирование (43%). Ему отдают предпочтение в старших и младших классах (3-ье место в рейтинге), в старших классах среднего звена (4-е место) и наименее «значимы» деньги при поощрении младших подростков (6-е место). Данное положение можно объяснить тем, что в раннем подростковом возрасте родители не доверяют ребенку, считая, что деньги могут быть потрачены на сигареты, пиво, алкоголь, игру в «автоматы». Выделяемые же младшим школьникам деньги количественно незначительны и используются ребенком под контролем родителей. По мнению же самих детей в денежном вознаграждении наиболее нуждаются старшие подростки и старшие школьники. А учащиеся младших классов не находят интереса в получении денег.

Далее в рейтинге выделяется поощрение в виде снятия установленных ранее запретов. Такому методу поощрения в первую очередь отдают предпочтение родителя учащихся младших классов (44%). Во всех иных группах снятие запретов используется, но в незначительной мере.

Установление эмоционально теплых отношений или дополнительное внимание родителейчаще применяют в семьях младших подростков (51%). Дети в своем выборе ставят этот метод поощрения на одно место с родителями. В семьях младших школьников (8%), старших подростков (21%) и старших школьников (16%) эмоциональное стимулирование используется крайне редко. В свою очередь дети хотели бы получать внимание родителей чаще.

И, наконец, последнее место в рейтинге занимает публичная похвала родителей. Более других ею пользуются родители младших школьников (40%). Для детей же данный метод совсем не значим (0% по выборке).

Естественно, представляется интересным уточнить, каким поощрениям отдают предпочтения сами школьники, что позволит отчасти определить, насколько эффективны родительские усилия. В списке используемых родителями поощрений явным лидером оказались различные виды материального стимулирования. Материальное поощрение используется практически во всех семьях:

  • в 4-х классах используют-88%  и не используют-4% родителей;
  • в 5-6 классах используют- 56% и не используют-27%;
  • в 8-х классах используют- 94% и не используют-6%;
  • в 10-11-х классах используют-58%  и не используют-36%.

Но, «действительно ли деньги являются стимулом для хорошего обучения, поведения?». На этот вопрос большинство школьников ответило отрицательно (от 68% до 80%). Отношение к деньгам, как стимулу для хорошего поведения и обучения наиболее ярко выражено у старших школьников (32%), затем у старших подростков (29%), и минимально (20%) в младшем школьном возрасте. Однако в целом поощрение значимо, особенно в группе младших подростков. Отвечая на вопрос, «если бы вас перестали поощрять, вы стали бы хуже учиться, хуже себя вести», 90-92% старших и младших школьников ответили «нет» и лишь пятиклассники в 18% случаев ответили «да». Именно данный вопрос впервые вызвал у школьников затруднение, и в целом по выборке 16% детей не смогли однозначно ответить на него.

Учитывая специфику современного социума в плане смещения иерархии ценностей в пользу их материальной составляющей, мы сочли необходимым подробнее проанализировать, каким образом в дальнейшем школьник распоряжается денежным вознаграждением, если имеет возможность самостоятельного выбора. Лидирующие позиции в рейтинге затрат (1-е и 2-е место)  занимают развлечения и удовольствия (посещение кино, игровых залов, зоопарка, кафе и т.д.) и накопление средств на покупку больших вещей (компьютер, музыкальный центр, сотовый телефон, модная одежда и т.д.). Причем, более подвержены «накопительству» младшие подростки и подростки, старшие школьники и учащиеся младших классов предпочитают сразу же потратить деньги.

Третью и четвертую позиции занимают хобби и друзья, поделиться с которыми не против, прежде всего, младшие подростки, зависимость которых от дружеской группы, как известно, достаточно велика (31%). По мере взросления ориентация на группу падает и снижается показатель затрат на совместные покупки (6% в старших классах). На увлечения(коллекционирование, спортивный инвентарь, музыкальные диски, компьютерные программы и т.п.) расходуют свои средства в равной мере младшие и старшие школьники (по 16%), чуть больше - старшие подростки (21%) и менее всех – младшие подростки (11%).

В тратах на вещества, употребление которых относят к числу «вредных» признались только старшие подростки и юноши: на сигареты тратит деньги 3 и 7% аудитории, а на спиртное10% юношей. Мы понимаем, что данные результаты могут быть мало объективны, но отражают существующую тенденцию не замалчивать о них в старшем возрасте.

Завершая анализ данных об отношении школьников различных возрастных групп к поощрению со стороны родителей можно утверждать:

  • Øчто в целом поощрение применяется родителями по отношению ко всем детям и в их глазах является значимым стимулом воспитательного воздействия; 
  • Øв глазах детей, поощрение может играть стимулирующую роль, но его отсутствие не приведет к значительным изменениям в поведении в худшую сторону и не снизит успешности ребенка в целом;
  • Øчто родительское сообщество отдает предпочтение материальным стимулам в ущерб не менее значимым в глазах ребенка стимулам эмоциональной поддержки.

Данное положение можно объяснить, с одной стороны, высокой степенью занятости родителей (родителям легче обеспечить ребенка материальными средствами, которые он употребит на свой досуг, чем организовать этот досуг и принять участие в жизни ребенка) и общей ориентацией общества на материальные ценности, а, с другой, - необъективными представлениями родителей о потребностях детей, которые наиболее ярко проявляются по мере взросления последних.

В нашем исследовании мы коснулись и второй стороны проблемы стимулирования детей к успешной деятельности – проблеме применения наказания (санкции). В психологии и педагогике существуют неоднозначные позиции по данному вопросу; от полного отрицания наказаний и даже их запрета, до признания наказания более стимулирующим, чем поощрение, средством воздействия. Мы постарались выяснить отношение к данному вопросу наказуемых - детей.

На вопрос «есть ли такие поступки, за которые можно наказывать» большинство опрошенных дали положительный ответ (от 84 до 93%). Менее 10% затруднились ответить, и только 16% старших школьников считают, что таких поступков не существует. Результат свидетельствует о том, что по мере взросления ребенок считает наказание унизительным и противоречащим закону равноправного партнерского взаимоотношения в семье. Уточняя, за какие поступки или несоответствия родительским ожиданиям в учебе чаще всего ребенок получает (или получал ранее) родительское наказание, мы установили, что чаще всего наказывают за плохое поведение (от 56 до 89%), причем более других младших школьников и младших подростков. На втором месте среди «провинностей» – плохая успеваемость школьника (26-31%). Стараются не наказывать детей в среднем 15,5% родителей. Причем процент таковых у старших подростков и старших школьников несколько выше по сравнению с младшими школьниками и подростками.

В числе используемых в качестве наказания методов, хотя бы раз примененных родителями лидировали:

  • Øзапреты на ранее разрешаемые действия (гуляние, игры в компьютер, прослушивание музыки, посещение секций и т.п.) 65,75%;
  • Øпорицание и брань – 44,25%;
  • Øигнорирование ребенка – 40,75%;
  • Øпостановка в угол – 28%.

Практически в равной мере используются оскорбления в адрес ребенка (24,5%), физические наказания (25,5%) и  неустанный контроль за его деятельностью (24%). В меньшей мере применяются эмоциональное подавление (14,75%) и материальные ограничения (18,5%), но и их уровень вызывает тревогу. Учитывая тот факт, что по отношению к каждому ребенку применяется не одно наказание, то по совокупности частота их применения и степень негативного воздействия явно превысят все блага поощрений.

В зависимости от возраста наблюдаются следующие особенности. К старшеклассникам чаще применяют порицание, игнорирование и запреты, учитывая, таким образом, практически равноправный статус ребенка в семье. Младших школьников чаще подвергают запретам, порицанию и игнорированию, по отношению к ним наиболее часто используют и физическое наказание, что можно считать явным нарушением прав ребенка, педагогическим диктатом.

Подростки обеих подгрупп в равной мере подвержены запретам (71%), в достаточной мере порицанию (38 и 47%), но в отношении старших подростков чаще используют игнорирование (41%), а в отношении младших – постановку в угол (40%). Как видно из полученных результатов, к младшим подросткам относятся еще как к детям.

Оценивая степень неприемлемости для себя того или иного вида санкций, школьники указали, что в большей мере им неприятны запреты, устанавливаемые родителями (34,75%), причем, в большей мере это проявилось у младших школьников и младших подростков (48% и 53%) и почти не выражено у старшеклассников (6%). На втором месте по степени неприемлемости стоит игнорирование, лишение внимания и отказ считаться с мнением и потребностью ребенка (20,5%). Третья позиция закрепилась за оскорблением, а четвертая – зафизическим наказанием. Физическое наказание применяется или применялось ранее во всех семьях. Чаще оно применяется к младшим школьникам и является для них наиболее неприятным. Старшие школьники так же испытывают негативные переживания, связанные с этим видом наказания, но это лишь отголоски ранее пережитого.

Эмоциональное подавление применяют к младшим и старшим подросткам, старшим школьникам. По отношению к младшим школьникам такое наказание либо не применяется, либо дети не в состоянии реально оценить присутствие в родительском воздействии на них подавления. Это наказание наиболее неприятно для старших школьников и подростков, которые реально оценивают тонкие нюансы эмоциональных отношений внутри семьи. Младшие подростки не испытывают негативных переживаний по отношению к этому наказанию.

Минимальное отторжение у детей вызывает наказание «углом» (2,75%) и ограничением материальных средств (4%), потому что данные наказания имеют четкую возрастную дифференциацию. Наказание «углом» практически не используется по отношению к взрослым школьникам, а ограничение в материальных средствах никак не вредит младшим школьникам. Детей всех рассматриваемых возрастных групп ставят в угол или ставили когда-то. Оказалось, что чаще такое наказание применяется к младшим подросткам. Они же испытывают наиболее неприятные переживания, связанные с этим наказанием, немного меньше младшие подростки. Старшие подростки и старшие школьники не испытывают негативных переживаний по отношению к этому виду наказания. Наказание в виде полного контроля за ребёнком чаще применяется к старшим подросткам, оно имеет место во всех рассматриваемых возрастных группах и вызывает у детей значительное беспокойство.

Подводя итоги исследованию в целом можно сказать, что в наше время происходит изменение отношения к поощрению и наказанию. Наблюдается значительный перевес материальных форм поощрения над всеми иными формами, которые используются в практике воспитательного воздействия на детей в семьях. Интерес к денежному вознаграждению возрастает, как во взрослой, так и в детской аудитории, особенно по мере взросления ребенка, но, вместе с тем, утрата материального стимула не вызывает у детей глубоких переживаний. С той же тенденцией увеличивается количество детей, относящихся к деньгам, как стимулу для успешного обучения и желаемого поведения.

Самым привлекательным методом поощрения является также покупка значимых вещей, что равнозначно материальному поощрению. Дети, которые не получают такого вознаграждения, или недополучают в плане желаемого, копят полученные деньги для покупки данной вещи.

Непопулярным среди родителей оказался метод установления эмоционально теплых отношений с ребенком. В свою очередь дети всех рассматриваемых нами возрастов хотели бы получать эмоциональную поддержку родителей чаще. Этот факт подтверждает важность интимно-личностного общения. Доверие, уважение, понимание, любовь всегда и для многих детей - предмет повышенной потребности.

Совершенно утратило свое значение стимулирование с помощью социально ориентированных форм воздействия (публичные поощрение и порицание). Практика работы школ подтверждает, что публичные формы стимулирования утратили свою значимость и редко применяются в работе учителя.

Также следует отметить, что система стимулирования в плане регуляции поведения ребенка родителями во многом зависит от возраста школьника и имеет выраженную ориентацию на ценности взрослого социума.

Отмечая значимую роль поощрения и наказания в практике стимулирования ребенка к определенным действиям, формам поведения, достижениям, мы в перспективе ставим перед собой задачу выявления зависимости между системой детско-родительских отношений и системой стимулирования и санкционирования, применяемой родителями, а также разработку соответствующей коррекционной программы, направленной на вооружение родителей оптимальными средствами стимулирования успешности ребенка.



Источник: http://www.uecs.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (21.08.2014)
Просмотров: 1377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск